ПРОДЕНЬГИ.RU



Публикации


Президент погнул нефтепровод


27.04.2006 / Газета.Ru


Владимир Путин спас Байкал от нефтяников. По личному распоряжению президента трасса нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) пройдет за пределами байкальского водозабора. Дополнительное удорожание проекта, возможно, выведет его за грань рентабельности и потребует помощи государства.
«Нужно учесть мнение общественности», – заявил в среду в Томске Владимир Путин. Президент имел в виду протесты ученых и экологических активистов против строительства нефтепровода в 800 метрах от берега Байкала. Слова президента поставили крест на уже готовом и с большим трудом протащенном через все инстанции (например, потребовались две экологические экспертизы – первая дала отрицательное заключение) проекте ВСТО. Главе «Транснефти» Семену Вайнштоку дано поручение разработать новый вариант с учетом пожеланий президента. 
Трубопроводная система Восточная Сибирь–Тихий океан конечной мощностью 80 млн т нефти в год должна вывести Россию на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Проект предполагает строительство нефтепровода длиной свыше 4100 км и морского нефтеналивного терминала в бухте Перевозная недалеко от Находки. На первом этапе труба должна дойти до станции Сковородино, откуда нефть планируется поставлять в Перевозную по железной дороге. Стоимость первого этапа оценивается в $6,6 –$7,9 млрд, продолжительность – два года. Второй этап, стоимостью около $10 млрд и продолжительностю пять-семь лет, предполагает доведение нефтепровода до Тихого океана и строительство ответвления на Китай.

Для последнего решение президента стало, по его собственным словам, «полной неожиданностью». Поэтому Семен Вайншток оказался не готов к ответу на вопрос, как изменение маршрута повлияет на стоимость и сроки осуществления проекта. «Я не могу сказать, насколько удлинится маршрут и насколько это будет дороже, – заявил Вайншток журналистам после окончания совещания в Томске. – Для этого необходимы предварительные исследования».
При этом глава «Транснефти» отметил, что решение президента «в корне меняет экономику проекта».

Ранее в прессе приводились данные, что разница в стоимости может составить $900 млн.

Однако, похоже, неожиданным решение президента стало не для всех. Так, еще до выступления Путина в Томске Совет федерации отложил на конец мая рассмотрение Водного кодекса. Ранее Госдума в пожарном порядке адаптировала его для строительства ВСТО. В частности, из него было убрано дополнение, расширяющее водоохранную зону Байкала за пределы стандартных 500 м, а сам вопрос о ее определении был передан в ведение правительства. Однако, как заявил в среду председатель комитета Совфеда по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, «большинство комитетов и комиссий СФ оценили сложность кодекса и решили серьезно поработать над ним». Не исключено, что в ходе работы сенаторы восстановят водоохранную зону Байкала в прежнем виде.

Экологи торжествуют. «Мы всецело приветствуем такое решение, – заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь «Гринпис России» Евгений Усов. – Это говорит о том, что гражданское мнение в нашей стране все еще существует и власть к нему прислушивается».
Главное, говорит Усов, чтобы трубопровод прошел там, где нефть не попадет в водозаборный бассейн Байкала, то есть за горным хребтом. Иначе он попадет на горные участки, где его будет очень сложно прокладывать.

«Транснефть» это может сделать, тем более что такие маршруты она уже рассчитывала, уверен эколог.

Показательно, что некоторые из опрошенных «Газетой.Ru» аналитиков также восприняли решение о переносе ВСТО из водозабора Байкала скорее с гражданской, чем с профессиональной позиции. «Моя реакция исключительно позитивная, – говорит аналитик ИК «АТОН» Дмитрий Лукашов. – Я считаю, что «Транснефть» нужно максимально отодвинуть от водозабора Байкала».
«Это моя гражданская позиция, – уточняет эксперт. – А как аналитик я не верю, что максимальная утечка нефти может составить, как это заявляла «Транснефть», только 170 кг».

Другие аналитики все же попытались оценить решение с экономической точки зрения. «Дополнительные вложения в трубопровод на новом маршруте могут составить примерно $110 млн, – полагает аналитик группы «ЦентрИнвест» Наталья Янакаева. – С допущением разного рода экстремальных условий – таких как сложности с прокладкой в предгорьях и т. д. – максимум $250–300 млн. Но никак не $900 млн».
Возможная задержка, по мнению Янакаевой, может составить два-три месяца, однако её может и не быть вообще, если строительство, как и задумывается, пойдет параллельно с двух сторон.

«На сроках строительства ВСТО перенос трубопровода не скажется, – поддерживает коллегу аналитик ИК «Метрополь» Евгений Сацков. – Проект большой, он только начинается и займет еще не менее двух лет, так что «Транснефть» успеет изменить свои планы».

Перенос трубы оправдан с экологической точки зрения, однако он серьезно удорожает проект, предупреждает Сацков. «Еще раньше «Транснефть» говорила, что даже прошлый маршрут, более удобный для компании, был на грани рентабельности, – напоминает аналитик. – При этом он был проложен близко к железнодорожной ветке, что облегчало обслуживание нефтепровода.
Перенос трубы, скорее всего, сделает проект экономически невыгодным, так как «Транснефть» будет вынуждена поднять тарифы на транспортировку.

Чтобы сделать проект рентабильным и подтолкнуть развитие Восточной Сибири, государство должно будет поддержать его: финансово стимулировать, делать инвестиции, предоставлять налоговые льготы компаниям, которые будут транспортировать свою нефть по ВСТО. Учитывая текущий уровень цен на нефть, государственные возможности вполне позволяют оказать эту поддержку, поэтому я думаю, что так и будет». 

Послать другуПослать другу


Предыдущая | Следующая