График фондов
Наглядное сравнение
котировок фондов
Атлас фондов
Подробные описания
различных фондов
Публикации
Последние новости
фондового рынка

Публикации


Иномарки обошли российский автопром


27.04.2006 / Бизнес


В первом квартале 2006 года рынок иномарок вновь вырос на 50%, хотя аналитики предсказывали замедление темпов роста. Таким образом, иностранные автопроизводители вплотную приблизились к отечественным и, по итогам года, имеют все шансы обогнать их. В лидерах остаются Hyundai, Chevrolet, Ford, Daewoo и Toyota, а китайские производители не сумели войти даже в первую двадцатку. Впрочем, со строительством заводов в России они могут стать серьезной силой на отечественном авторынке.

Иномарки вышли на обгон

Вопреки предсказаниям о замедлении темпов роста рынок иномарок в первом квартале вырос на 50%, как и в том же периоде прошлого года. Всего в России в первом квартале было продано около 168 тыс. моделей иностранных автопроизводителей, тогда как в первые три месяца прошлого года покупателей нашли 112 тыс. машин.

А с учетом того что первый квартал обычно дает лишь 18% годового результата, можно ожидать, что рынок иномарок в 2006 году вырастет до 900-905 тыс. автомобилей.

В конце прошлого года "Бизнес" прогнозировал результат на уровне 890-900 тыс. иномарок в 2006 году, и участники рынка сочли его оптимистичным. Однако первый квартал превзошел их ожидания.

"Спад темпов роста рынка пока отменяется",- констатировал управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Аналитик связывает это с тем, что доходы населения продолжают расти, а кредитные инструменты становятся более доступными как за счет снижения ставок, так и благодаря расширению схем кредитования.

Еще одним эпохальным событием на рынке иномарок стал тот факт, что иностранные автомобили впервые в истории обогнали крупнейшего отечественного производителя - АвтоВАЗ. В первом квартале тольяттинское предприятие увеличило российские продажи на 1,3%, до 139 699 автомобилей. В то же время иномарки выросли до 168 тыс. На московском рынке "обгон" иностранными автопроизводителями случился еще в 2004 году, а для того чтобы достичь такого же результата в России в целом, им понадобилось лишь два года.

С другой стороны, АвтоВАЗ сегодня отнюдь не страдает кризисом производства. Как заявлял ранее председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков, рыночная потребность в автомобилях превосходит 1,2 млн, в то время как заводспособен изготовлять лишь 700-750 тыс. без учета машинокомплектов. Именно поэтому менеджмент АвтоВАЗа активно лоббирует идеи строительства еще одного завода и увеличения мощностей предприятия.

По мнению Александра Агибалова, в этом году случится перелом, при котором продажи иномарок в целом впервые превзойдут отечественный автопром. "Судя по результатам первого квартала, в 2006 году будет продано 900 тыс. иномарок и 800 тыс. российских автомобилей",- уверен аналитик.

В то же время ситуация теоретически может поменяться: как сообщает Reuters, АвтоВАЗ может выкупить долю GM в СП GM-АвтоВАЗ. И хотя на АвтоВАЗе эту информацию опровергли, отметив, что никаких переговоров по этому вопросу не ведется, аналитики считают это возможным вариантом. "В таком случае Chevrolet лишится полсотни тысяч автомобилей в статистике, тогда как АвтоВАЗ получит эти 50 тыс. в свою копилку",- отмечает Агибалов.

"Качели" для первой пятерки

В прошлом году Hyundai не сумела стать лидером первого квартала, ненадолго переместившись на второе место.

В нынешнем году корейская марка осталась лидером, хотя ее продажи увеличились ниже рынка. Но бывший лидер рынка - Daewoo - и вовсе остался на прежнем уровне, а ближайший преследователь Hyundai - Chevrolet - показал еще более скромный рост. Участники рынка отмечают нехватку Hyundai из-за квотирования поставок для российского рынка и считают, что результат мог быть и лучше. Тем не менее Hyundai сделала серьезную заявку на то, чтобы стать первым иностранным производителем, показавшим результат в 100 тыс. машин по итогам года.

Сохранить второе место Chevrolet удалось только за счет вывода на российский рынок модели Lanos: бюджетный седан стал бестселлером за счет невысокой цены в $9 тыс. В то же время продажи Chevrolet корейской сборки растут ниже рынка, что также связано с квотированием, а реализация Niva и вовсе падает. Источник "Бизнеса" на рынке не исключил, что по итогам года Chevrolet, даже несмотря на открытие производства корейских моделей Aveo, Lacetti, Rezzo и Evanda в Калининграде, займет третье место, пропустив вперед себя Ford. Американский концерн стал лидером по темпам роста в первой пятерке, прибавив 86%. По мнению участников рынка, этот результат мог быть и больше, однако компания, как уже писал "Бизнес", столкнулась с серьезными проблемами по отсутствию инфраструктуры, из-за чего достаточно большое количество заказанных машин стоят на складах.

Помимо бестселлера Focus небольшие очереди (несколько недель) появились на модель Fusion. Впрочем, рост Ford обусловлен также и тем, что в первом квартале прошлого года продажи Focus были сведены к минимуму из-за смены модельного ряда на заводе.

Из первой пятерки выпала Mitsubishi, которая выросла лишь на 17%. Впрочем, как писал "Бизнес", в этом году рост продаж этой марки не будет столь взрывным, как в прошлые годы,- это отражает текущую ситуацию с модельным рядом. Кроме того, в прошлом году Mitsubishi особенно активно провела первый квартал, за счет чего российский рынок смог выбиться в лидеры среди всех стран Европы.

Выгодная локализация

Александр Агибалов отметил, что наибольший рост среди основных игроков рынка показали те компании, которые локализовали производство в России. Помимо Ford речь идет о Kia и Renault, которые увеличили свою реализацию почти в полтора раза. Это связано с выходом на рынок бюджетных моделей Renault Logan и Kia Spectra. В результате также выросшая выше рынка Nissan, чей завод в России откроется в 2009 году, откатилась на девятое место. Тенденция увеличения продаж за счет локализации прослеживается также и на менее массовых моделях: продажи локализовавшейся SsangYong выросли в четыре раза.

Но и без локализации можно серьезно увеличивать российские продажи, что видно на примерах японских автопроизводителей. Так, Mazda за счет дополнительных квот на популярные Mazda 3 сумела прибавить 85%, сохранив место в десятке, а локомотивом продаж выросшего на 72% Suzuki стала новая Grand Vitara. Выше рынка выросли Peugeot и Citroen за счет роста спроса на соплатформенные модели гольфкласса Peugeot 307 и Citroen C4, а также Skoda.

Премиальная битва

Борьба за лидерство в сегменте премиум в этом году должна получиться как никогда интересной. Почти в два раза выросли продажи Lexus, которая в конце прошлого года вывела на рынок самую доступную модель IS - седан среднего класса.

Чуть хуже росла Mercedes-Benz, которой помог выход на рынок нового поколения популярного в России седана S-класса. В то же время за лидерство борются Audi и BMW. BMW пока сохраняет первую позицию, но в Audi рассчитывают, что, по итогам года, марка с четырьмя кольцами обойдет основного конкурента. Внедорожник Q7 появился на рынке только в марте. "Превосходный старт продаж этой модели подтверждает нашу уверенность, что уже в этом году Audi станет номером один в сегменте премиум в России",- комментирует глава Audi of Russia Оскар Ахмедов.

Пока же Audi лидирует в премиальных сегментах С, D и E, на которые приходится более 85% продаж марки.

Низкий старт по-китайски

Китайская угроза, о которой уже говорят не только дилеры и автопроизводители, но и чиновники, пока остается угрозой лишь на бумаге: по данным "Бизнеса", автомобили из Поднебесной в первом квартале заняли не более 1,5% рынка. Основной игрок на этом рынке- Great Wall - пока не объявил свои результаты за первый квартал: дистрибутор марки- "Ирито" - обещает сделать это в ближайшее время на специальном брифинге. Также пока недоступны результаты продаж малолитражки BYD. По данным источников "Бизнеса", в первом квартале было продано несколько сотен BYD и около 1 тыс. внедорожников и пикапов Great Wall. В то же время основные свои надежды китайский производитель связывает с производством автомобилей в России: уже началась сборка внедорожников Great Wall в Гжели на предприятии, входящем в группу "Ирито", а в ближайший год будет запущено производство на собственном заводе Great Wall в Елабуге.

В отсутствии официальных данных Great Wall лидером среди китайцев становится Chery: сборка этих автомобилей небольшими партиями налажена в Новосибирске. На этой неделе на калининградском заводе "Автотор" стартовала сборка седанов Amulet и кроссоверов Tiggo. До конца этого года будет собрано около 17 тыс. таких автомобилей, что позволит китайской компании серьезно подняться в табели о рангах.

Как сообщил "Бизнесу" источник, знакомый с ситуацией, сборка на "Автоторе" позволит удешевить автомобили, в результате чего Amulet будет стоить дешевле $10 тыс. (сейчас- $11 тыс.), а цена на Tiggo может упасть с $20 тыс. на 15-25%.

Остальным китайским компаниям похвастаться пока нечем. Продажи пикапов Tianma фактически заместили Zhongxing Admiral за счет наличия дизельного двигателя и улучшенной комплектации при той же цене. Внедорожники DADI Shuttle производства черкесского завода "Дервейс" также демонстрируют скромные объемы, а микролитражки FAW Jinn и вовсе разошлись тиражом лишь в 40 машин. "На поверку китайцы оказались дорогими машинами и не очень востребованы на рынке. Прорыв может наступить только при снижении цен, что сейчас и пытаются организовать большинство импортеров продукции из Поднебесной",- отметил источник "Бизнеса", знакомый с ситуацией.

Перейдите к интересующему Вас фонду или управляющей компании
Телефоны:
(495) 223–66–07
(495) 620–62–85
E-mail: info@prodengi.ru Copyright © 1996—2024