ПРОДЕНЬГИ.RU



Публикации


«Ни один инвестор не отказался от работы с нами»


21.03.2006 / Газета.Ru


В Каннах завершилась выставка коммерческой недвижимости MIPIM. Ее итоги подвел замдиректора департамента инвестиционной политики МЭРТа Дмитрий Левченков. По его словам, количество иностранных инвестиций увеличится, если правительство выполнит основное их требование – сделает экономические условия более льготными.

– Кто представлял Россию на MIPIM? Каковы были задачи нашей делегации и чего удалось достичь?

– MIPIM в Каннах – это крупнейшая в мире инвестиционная выставка, посвященная коммерческой недвижимости, она проводится уже 17-й год подряд. На нее съезжаются инвесторы из более чем 80 стран мира. В этом году было заявлено свыше 3 тыс. человек. Россия участвует в этой выставке с конца 90-х годов. Традиционные участники от России – Москва, Санкт-Петербург, а с 2002 года и Краснодарский край, то есть фактически Россию всегда представляли три субъекта федерации. Но в этом году на выставку приехало около 45 субъектов, из них 13 участвовали самостоятельно, со своими стендами, а еще 11 – на стенде «Российские регионы», который организовал МЭРТ. Они представляли свои проекты в сфере недвижимости: строительство гостиниц, офисных и выставочных центров, планы комплексного развития территорий.

О результатах пока судить трудно. Но несколько меморандумов было подписано.

– В последнее время Россия направляет очень много усилий на то, чтобы привлечь иностранных инвесторов. Герман Греф проводил переговоры с иностранцами на форуме в Давосе, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко посетила с такой же целью США. Какова в настоящий момент общая картина с привлечением иностранных инвесторов в Россию?

– Работа идет по двум направлениям. Во-первых, мы работаем над нормативной базой по стимулированию инвестиционной активности. Недавно было принято постановление по инвестиционному фонду. В этом году речь идет о сумме 69 млрд рублей.
На совещание в министерстве, посвященное вопросам участия в конкурсе, критериям отбора инвестиционных проектов, пришли около 100 потенциальных заявителей, всех желающих с трудом вместил зал.

Тендер на подачу проектов по инвестфонду стартовал 20 марта, продлится до 20 мая. В середине июня на Санкт-Петербургском экономическом форуме мы будем подводить его итоги.

Кроме того, летом прошлого года был принят подготовленный Минэкономразвития России закон о концессионных соглашениях. Механизм концессий уже показал свою эффективность во всем мире, и, по нашему мнению, он может серьезно повлиять на развитие инфраструктуры в России. В конце прошлой недели министерством подготовлены и внесены в правительство РФ соглашения по 14 типовым объектам инфраструктуры в рамках закона о концессиях.

Сейчас идет подготовка конкретных инвестиционных проектов в рамках закона о концессиях. Один из них – проект «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге, по которому подготовлена конкурсная документация по выбору инвестора. Общая стоимость проекта – 57,37 млрд рублей в ценах 2004 года. При этом половина объема вложений придется на инвестора, 10,78 млрд рублей из своего бюджета выделит Санкт-Петербург, еще 17,9 млрд рублей – федеральный бюджет.

– Герман Греф в январе заявлял, что по проекту особых экономических зон (ОЭЗ) уже есть ряд соглашений с иностранными компаниями, в том числе HP, Sun, Sisco Systems и другими. Было ли что-то материализовано из сказанного, появились ли новые соглашения?

– Агентство по ОЭЗ очень активно работало на MIPIM. Было проведено ряд двусторонних встреч с иностранными компаниями. В том числе речь идет и о компаниях, занимающихся инновационными технологиями.

– Если посмотреть на проект ОЭЗ глазами иностранных инвесторов, какие плюсы и минусы они видят? Что их не устраивает?

Плюсов, конечно же, больше, чем минусов. Это и обустройство территории устроителями ОЭЗ, и создание льготного налогового режима, и разработка инфраструктуры. Кто-то уже принял решение, например Electrolux, кто-то еще думает. Причем компании ориентируются не только на внутренний российский рынок, но и на реэкспорт. У нас есть ряд преимуществ по сравнению с производством на Западе, например дешевая электроэнергия. О недостатках говорить рано, поскольку механизм еще только запускается. Пока основное требование инвесторов к правительству – сделать экономические условия более льготными.

– Были ли случаи, когда иностранный инвестор, с которым мы вели переговоры, отказывался от участия в ОЭЗ?

– Нет. Таких случаев не было. Зато были наши отказы.
Так, концерн Volkswagen (VW) рассматривал возможность создания вблизи Москвы сборочного производства и был заинтересован разместить производство на территории ОЭЗ. Однако заявка Московской области по созданию ОЭЗ не была достаточно проработана и не прошла по конкурсу в прошлом году.

– И что же, VW передумал идти в Россию?

– Переговоры с VW активно продолжаются. Ожидается, что в апреле компания примет окончательное решение по срокам строительства завода в России. Мы готовы оказать концерну полную поддержку. В частности, реализация проекта планируется в рамках режима промышленной сборки путем заключения соглашения с Минэкономразвития России. В его рамках будет разрешен ввоз на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства автомобилей по пониженным таможенным пошлинам: существенно снижаются ставки налога на ряд комплектующих (двигатель, коробка передач, кузов и др.).
Но и у компании должны быть определенные обязательства: построить завод с нуля, постепенно увеличивать локализацию производства.

– С кем еще из автомобилестроителей идут переговоры?

– С Nissan. Переговоры идут на таких же условиях. Хотя Nissan окончательно не определился ни по проекту, ни по региону. Сейчас они выбрали список из трех регионов, но окончательного решения пока нет.
Из окончательно согласованных соглашений можно упомянуть «ИжАвто», которая будет собирать автомобили KIA, и «Северсталь-Авто», которая будет собирать автомобили Ssang Yong.

Эти проекты работают на полную катушку. Причем инициатива шла от МЭРТa. Задача стояла так: трансформировать импорт автомобилей в сборку непосредственно в России.

– Можно ли сказать, что в какой-то степени теперь развитие российской экономики будет идти через автопром?

– В какой-то степени – да.
Автопром – один из наиболее успешных пилотных проектов.

Во-первых, эта область промышленности генерирует высокую добавленную стоимость и обеспечивает значимый вклад в рост ВВП. Во-вторых, обеспечивает масштабную занятость и способствует созданию рабочих мест в смежных отраслях и связанных сферах производства. Имеет место и мультипликативный эффект, то есть одновременно идет развитие других отраслей (производство компонентов и комплектующих и т.д.), создаются новые рабочие места. Та же Toyota приводит с собой поставщиков.

– Не вредит ли политика активного привлечения иностранных производителей отечественному автопрому? С одной стороны, в АвтоВАЗ запланирован большой объем инвестиций (более $5 млрд), но с другой стороны, в будущем из-за модернизации цена автомобилей ВАЗа может вырасти и сравняться с продукцией Toyota, Nissan или VW.

– Правительство ставит производителей автомобилей и компонентов – и наших, и иностранных – в равные условия. Ставка будет делаться на конкурентоспособность. У кого продукция будет более качественная, тот и будет более успешен. В какой-то степени это можно решить за счет сотрудничества наших компаний и западных, как в случае с АвтоВАЗом и General Motors.

– Каковы планы дальнейших действий МЭРТа по привлечению иностранных инвесторов?

– В мае мы будем участвовать в собрании управляющих банка ЕБРР, одного из крупнейших инвесторов в Россию (объем его инвестиций – больше 1 млрд евро в год), Лондонском форуме. Крупнейшим международным событием, мы надеемся, станет Санкт-Петербургский экономический форум 13–16 июня, с этого года серьезно изменивший свой формат. Он должен стать одним из ключевых пунктов нашей работы по улучшению имиджа России.
Если посмотреть, например, иностранные телеканалы, то можно понять, что о России идет в основном негативная информация.

Так что еще одна основная наша задача – донести до мировой общественности, международного бизнеса информацию о том, что в Россию можно и нужно инвестировать.

Послать другуПослать другу


Предыдущая | Следующая