График фондов
Наглядное сравнение
котировок фондов
Атлас фондов
Подробные описания
различных фондов
Публикации
Последние новости
фондового рынка

Публикации


НРА внесло изменения в методику рейтингования кредитоспособности банков


16.10.2007 / Национальное Рейтинговое Агентство


 «Национальное Рейтинговое Агентство» внесло изменения в методику рейтингования кредитоспособности банков

Что изменилось:
- рейтинги кредитоспособности банков теперь присваиваются и банкам с государственным участием
- введен критерий градации банков на пять категорий от их места и доли в банковском сегменте
- рейтинги присваиваются всем российским банкам, публикующим свою финансовую отчетность в свободном доступе
- подтверждены основные риск-классы на 2007 год
- в рамках ежегодной процедуры пересмотрены значения показателей и коэффициентов, используемых при применении многофакторной модели ана-лиза (коррекция значений по peer group)
Что не изменилось:
Текущее состояние рынка подтвердило правильность наших алгоритмов методик, в которых значительное внимание уделялось операциям с физиче-скими лицами и доле этих операций в активах и обязательствах, а также дол-говым обязательствам, их структуре и доле в пассивах. Неизменными остают-ся веса данных показателей в многофакторной оценке, выражаемой рейтингом кредитоспособности.
История публичного рейтингования агентства берет свое начало с октября 2002 года. С третьего квартала 2003 года Агентством запущен дистанционный рейтинг кредитоспособности банков. В основе рейтинга лежит методика, кото-рая построена на анализе финансовых показателей деятельности кредитных организаций (банков) и истории деятельности российских банков на протяже-нии их срока существования,. На сегодняшний день существует ежекварталь-ный рейтинг российских банков и дочерних иностранных банков. Важным при составлении рейтинга является деление его на две составляющие: российские банки и дочерние иностранные банки. Дочерние иностранные банки оценива-ются по критериям и показателям, отличным от российских банков. Это связа-но с экономической особенностью существования и деятельности этих банков на российском рынке и поддержкой со стороны материнских структур.
Методика присвоения дистанционного рейтинга российским банкам бази-руется на следующих принципах:
Критерии отбора банков
Перед присвоением рейтингов определяется доля рынка и место банка в банковском сегменте.  Российские банки делятся по размеру активов-нетто на пять категорий:
Крупнейшие банки > 50 млрд. рублей
Крупные банки – от 15 до 50 млрд. рублей
Средние банки – от 5 до 15 млрд. рублей
Мелкие банки – от 1 до 5 млрд. рублей
Прочие банки – менее 1 млрд. рублей
Таким образом, оценка доли рынка в банковском сегменте того или иного банка является ограничением для его максимально возможного дистанционно-го рейтинга.
Верхние границы групп для различных категорий банков:
Крупнейшие банки – (ААА) – максимальная кредитоспособность
Крупные банки – (А+) – высокая кредитоспособность, первый уровень
Средние банки – (ВВВ) – достаточная кредитоспособность, второй уро-вень
Мелкие банки – (ВВ -) – средняя кредитоспособность, третий уровень
Прочие банки – (СС+) – невысокая кредитоспособность, первый уровень
Краткие положения методики
При оценке кредитоспособности банка анализ идет по следующим на-правлениям:
1. Достаточность капитала. В данном разделе анализируются пока-затели достаточности и избыточности капитала, иммобилизации, оценивается степень раздутости капитала и т. д.
2. Ликвидность. Этот раздел, как и первый, имеет высокий вес при определении кредитоспособности банка. В нем дается оценка: моментной и текущей ликвидности, соотносятся активные операции и обязательства банка по срокам востребования, анализируются операции на межбанковском рынке.
3. Кредитные операции и портфель банка. Структура кредитного портфеля, крупнейшие кредиты, эффективные ставки, качество и оборачивае-мость кредитного портфеля, уровень обеспечения, анализ портфеля по сро-кам.
4. Операции на фондовом рынке. Оцениваются операции банков на фондовом рынке от своего имени и как брокера. Оценивается: структура порт-феля ценных бумаг, риск вложений, структура собственного портфеля выпу-щенных бумаг, участие банка в организации заимствований на финансовом рынке для себя и клиентов (андеррайтинг), ликвидность и оборот портфеля ценных бумаг, наличие и объем брокерских операций банка и др.
5. Структура и качество активов банка. Проводится дистанционная оценка, прежде всего, качества активов. При этом определяется доля в рабо-тающих активах некоторых составляющих.
6. Источники фондирования операций. Оценка совокупных обяза-тельств (структура, наличие срочных обязательств, клиентские обороты по счетам и др.)
7. Оценка рентабельности и доходности банковского бизнеса. Пока-затели и коэффициенты рентабельности, оценка текущей доходности.
8. Прочие показатели. Дополнительные показатели и коэффициенты, в число которых входят: коэффициент деловой активности, коэффициент про-зрачности. Наряду с этим анализируются расчетные операции, осуществляе-мые через банки корреспонденты, дается оценка динамики развития банка на примере роста, стагнации или деградации его активов.
Список показателей и коэффициентов, по которым проводится анализ финансового состояния:
- достаточность капитала
- доля эмиссионного дохода
- иммобилизация капитала (уровень свободного капитала)
- уровень просроченной задолженности
- уровень просроченных обязательств
- уровень рискованных активов
- уровень обеспечения по кредитам
- оборачиваемость кредитного портфеля
- коэффициент общей ликвидности
- коэффициент моментной ликвидности
- коэффициент, характеризующий операции на межбанковском  рынке
- коэффициент, характеризующий анализ активов и пассивов по срокам
- рентабельность активов и капитала
- уровень валютной позиции
- коэффициент деловой активности
- доля межфилиальных расчетов
- соотношение внебалансовых и балансовых операций
- доля активов «низкого качества»
- доля оборотов денежных средств в совокупных оборотах
- коэффициенты, характеризующие структуру активов и обязательств
Коэффициенты анализируются как в статике, так и в динамике.
Риск – классы

Каждый год Агентство выделяет и корректирует риск–классы по различ-ным сегментам финансового рынка. Данные риск-классы являются приоритет-ными при оценке кредитоспособности. В 2007 году были выделены и подтвер-ждены следующие риск-классы:

1. «Потребительское кредитование». Риск-класс, характеризуемый существенным объемом потребительского кредитования в структуре активов (>30%). Потребительское кредитование и иные формы кредитования физиче-ских лиц сопряжены с высоким риском. Принимая во внимание тот факт, что сегмент кредитования физических лиц является высокодоходным (даже, не-смотря на внедрение эффективной ставки), банки, зачастую, пренебрегают ка-чеством заемщиков.

2. «Операции на фондовом рынке». Данный Риск-класс характери-зуется существенными объемами операций на фондовом рынке - портфель ценных бумаг и долговых обязательств (акции, облигации и векселя) состав-ляют более 25% активов.

3. «Валютный риск». Риск-класс подразумевает наличие банков с большой диспропорцией между валютными обязательствами и активами (бо-лее 10% активов). Значительные колебания валютного курса могут привести как к падению стоимости активов в иностранной валюте, так и к росту объема обязательств в иностранной валюте. Положительная валютная позиция в дан-ном контексте означает, что сумма активов в иностранной валюте превышает обязательства в иностранной валюте, отрицательная – наоборот. 

В рамках ежегодной процедуры пересмотрены значения показателей и ко-эффициентов.

Для объективной оценки значений и коэффициентов Агентство пересчитывает значения коэффициентов используемых в финансовом анализе.  Для этого формиру-ются выборки по банкам (peer group), путем сортировки и отсеивания, существенно выбивающихся значений, по 50-100 банкам из различных категорий (крупнейшие, крупные, средние, мелкие), после чего рассчитываются значения по выборкам. Эти значения позволяют корректировать нормы требований к значениям, заложенным в многофакторной модели финансового анализа. 

Перейдите к интересующему Вас фонду или управляющей компании
Телефоны:
(495) 223–66–07
(495) 620–62–85
E-mail: info@prodengi.ru Copyright © 1996—2024