График фондов
Наглядное сравнение
котировок фондов
Атлас фондов
Подробные описания
различных фондов
Публикации
Последние новости
фондового рынка

Публикации


Физлицам не стать маркетмейкерами (Регулятору не нравится видимость биржевой активности)


28.08.2018 / Коммерсант


ЦБ дал ясно понять, что не приветствует практику привлечения физлиц — клиентов брокеров к маркетмейкерской деятельности. Однако прямых запретов на такие действия пока не вводит, ссылаясь на ограничения в уже существующем законе об инсайде и манипулировании.

Вчера ЦБ объявил о выявлении многочисленных фактов манипулирования рынками в отношении некоторых операций с паями двух ЗПИФов, а также с акциями нескольких российских и зарубежных компаний. Операции с этими ценными бумагами проводились в 2012–2016 годах. «Было выявлено, что действия ряда участников рынков этих инструментов способствовали созданию видимости торговой активности и ликвидности, в том числе в целях привлечения сторонних инвесторов, искусственного формирования и поддержания цены»,— указал регулятор.

Как отмечается в сообщении, «во всех установленных случаях в числе лиц, осуществлявших манипулирование рынками, присутствовали иностранные юрлица, имеющие взаимосвязи с АО "Финам", а также лица, выдавшие доверенности на совершение сделок с ценными бумагами на имя лиц, являвшихся в разные периоды работниками "Финама"». Кроме того, АО «Финам» выступало маркетмейкером в различные периоды обращения этих бумаг. В самом брокере отрицают какую-либо деятельность, а также связь с упомянутыми в документах Банка России лицами. «Из ЦБ к нам никаких запросов и сведений по указанным случаям не поступало. Лица, указанные на сайте регулятора, не являлись и не являются сотрудниками компании»,— утверждает президент—председатель правления ГК «Финам» Владислав Кочетков. На сайте ЦБ «Финам» не указан в списке лиц, подвергшихся наказанию по установленным фактам манипулирования. Господин Кочетков подтвердил, что в отношении компании никаких санкций со стороны регулятора по указанным случаям не последовало.

При этом в своем сообщении Банк России порекомендовал всем участникам рынка при осуществлении маркетмейкерской деятельности впредь руководствоваться информационным письмом за подписью первого зампреда ЦБ Сергея Швецова от 7 августа. По данным “Ъ”, эта тема также обсуждалась на прошлой неделе крупнейшими профучастниками совместно с Банком России на Московской бирже. «Регулятор отчетливо дал понять, что негативно настроен к участию клиентов-физлиц в маркетмейкерской деятельности. И напомнил, что мы как профучастники должны внимательно следить за всеми клиентскими операциями»,— рассказал один из участников встречи.

"В дальнейшем мы будем двигаться к тому, чтобы определить формальный статус физлиц и юрлиц, не являющихся профучастниками, как маркетмейкеров"

Валерий Лях, директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России, 19 октября 2017 года

Прямого запрета на подобные действия ЦБ не вводил. Однако неоднократно в течение последнего времени напоминал, что формально закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» позволяет привлечь к ответственности любое лицо, не являющееся профучастником, за противоправные действия. В том числе и те, которые по сути своей совершались в целях маркетмейкерства. «Закон предусматривает исключение по привлечению к ответственности за манипулирование при осуществлении функции маркетмейкинга только для профессиональных участников РЦБ, не предусматривая возможности передачи такого исключения кому бы то ни было еще»,— подтверждают в ЦБ.

Впрочем, ранее (см. “Ъ” от 20 октября 2017 года) обсуждалась возможность придания статуса маркетмейкера физлицам и нелицензированным юрлицам. И, как вчера указали в пресс-службе регулятора, «обсуждение подходов по совершенствованию механизмов маркетмейкинга будет продолжено, в том числе в дискуссии с участниками рынка». Тем более, как подчеркивают собеседники “Ъ” из числа брокеров, среди физлиц есть определенный процент тех, кто выполняет маркетмейкерские функции очень профессионально, и было бы жаль не использовать их компетенции.

Об этом пишет "Коммерсант"

Перейдите к интересующему Вас фонду или управляющей компании
Телефоны:
(495) 223–66–07
(495) 620–62–85
E-mail: info@prodengi.ru Copyright © 1996—2024