График фондов
Наглядное сравнение
котировок фондов
Атлас фондов
Подробные описания
различных фондов
Публикации
Последние новости
фондового рынка

Публикации


Греческий долг не спешит сокращаться (Его погашение маловероятно без реструктуризации после 2018 года)


30.05.2016 / Коммерсант


Долговой кризис в Греции получил на прошлой неделе очередную отсрочку — как минимум до весны 2017 года. Однако существуют значительные риски того, что профицита первичного бюджета в 3,5% ВВП — власти страны пообещали достичь его к 2018 году — добиться не удастся, полагают в рейтинговом агентстве Fitch. Поддерживать его на протяжении 20 лет невозможно, констатируют в МВФ: в фонде считают, что Греция сможет самостоятельно обсуживать долг лишь при его сокращении примерно на 36% ВВП к 2040 году, то есть на 20% ВВП меньше, чем по текущей программе реформ.

Соглашение Греции с кредиторами, позволившее разблокировать выделение финпомощи, снижает риск очередного греческого кризиса этим летом, но с учетом незначительного облегчения долгового бремени правительству страны будет все сложнее реализовывать меры экономии, обозначенные в программе реформ, выполнения которой добивается от страны ЕС, предупреждают в рейтинговом агентстве Fitch. Сейчас агентство держит рейтинг страны на уровне CCC, отмечая риски неполной имплементации программы.

Транш объемом €10,3 млрд из €86 млрд, обещанных Афинам летом 2015 года, Еврогруппа разблокировала поздно вечером в среду 25 мая после долгих переговоров, объявив о смягчении ряда условий дальнейшего оказания помощи. Первая выплата будет произведена в размере €7,5 млрд и поступит уже в июне — до того, как в июле Греции предстоит перечислить €3,5 млрд по долгам перед ЕЦБ и МВФ. Следующее крупное погашение долга Греции предстоит лишь весной 2017 года (также по облигациям на балансе ЕЦБ). Кроме того, в следующем году у Афин сократится и долг перед МВФ (завершатся выплаты по первой программе помощи 2010-2012 годов). Сейчас долг Греции превышает €321 млрд, или более 183% ВВП, выплаты по долгам перед ЕС растянуты вплоть до 2059 года.

Кредиторы не согласились на мгновенное сокращение долговой нагрузки, которое обсуждалось с начала мая, но заявили о возможной реструктуризации по окончании действия программы (то есть когда Греция перестанет получать транши), с тем чтобы расходы на обслуживание долга составляли не более 15-20% ВВП в год. Решение будет приниматься не ранее середины 2018 года, сообщил глава Еврогруппы Йерун Дейсселблум. О сокращении номинала долга речи также не идет, но может быть снижена процентная ставка по кредитам (сейчас в среднем по долгам перед ЕС общим объемом 120% греческого ВВП она составляет 1,2% годовых). Также ЕЦБ может начать принимать греческие облигации в качестве залога (это позволит нарастить капитал банков и снизить требуемую доходность по бондам), а Европейский стабилизационный механизм (ESM) может рефинансировать более дорогие кредиты от МВФ. Основным условием такого облегчения долгового бремени и должно стать достижение Грецией первичного профицита бюджета (то есть до выплат по долгу) на уровне 3,5% ВВП.

"Конфигурация программы дает правительству страны дополнительную мотивацию на реализацию реформ, однако велика вероятность, что ориентир не будет достигнут и в Греции утратят веру в принципиальную возможность его достижения",— отмечают в Fitch. Напомним, взамен на разблокирование транша власти согласились повысить НДС (с 23% до 24%), налоги на недвижимость и доходы инвестфондов, акцизы на табак и алкоголь. Ранее греческий парламент также утвердил пенсионную реформу и более жесткие требования к профициту бюджета.

В МВФ вновь отказались присоединиться к третьей программе помощи, обосновав свою позицию рисками невозврата средств. В текущем формате программы достижение требуемого профицита бюджета возможно лишь при существенном — на 4,5% ВВП — сокращении расходов на пенсии и зарплаты госслужащих (на эти статьи приходится 75% госрасходов). "Это малореалистично, особенно на протяжении 20 лет кряду",— считают в МВФ, полагая, что первичный профицит должен составлять около 1,5%, а расходы бюджета на погашение долгов должны быть не выше 10% ВВП в год.

Для этого госдолг должен сократиться к 2030 году на 36% ВВП, до 141% ВВП, тогда как в условиях действующей программы он может снизиться лишь до 160% ВВП (в официальных расчетах — до 143% ВВП), спрогнозировали в МВФ. Эта экономия должна достигаться за счет отсрочки выплат, удлинения сроков погашения долга и фиксирования процентных ставок.

Татьяна Едовина

Об этом пишет "Коммерсант"

Перейдите к интересующему Вас фонду или управляющей компании
Телефоны:
(495) 223–66–07
(495) 620–62–85
E-mail: info@prodengi.ru Copyright © 1996—2024