График фондов
Наглядное сравнение
котировок фондов
Атлас фондов
Подробные описания
различных фондов
Публикации
Последние новости
фондового рынка

Публикации


Без компаса в кругосветку


19.04.2006 / Газета.gzt.Ru


У Марка Твена есть замечательная фраза о том, каким не должно быть управление чем бы то ни было: "Когда цель скрылась с наших глаз, мы удвоили усилия". Это как раз о том, как российское правительство борется с инфляцией.

Вчера состоялись два события, связанные с этим видом борьбы. Во-первых, премьер Михаил Фрадков вторично завернул предложения Минфина и ЦБ о порядке управления стабфондом. Во-вторых, МЭРТ опубликовало "План мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2006-2007 годы". Все по Марку Твену: у правительства по существу есть единственный инструмент борьбы с инфляцией - стабилизационный фонд (который честнее было бы назвать стерилизационным), но оно с поразительным упорством отказывается им управлять. Зато с бюрократическим размахом рисует план-график "мероприятий по снижению" роста цен.

Со стабфондом получается просто карикатура. Уже Всемирный банк, фигурально выражаясь, крутит пальцем у виска, недоумевая, что мешает российскому правительству определиться, куда и в каких пропорциях вкладывать средства стабфонда. А в правительстве продолжается борьба амбиций и самолюбий. Самое любопытное, что есть сомнения даже в том, что за два с лишним года существования стабфонда правительство сумело придумать, как его обезопасить в случае если, например, акционеры ЮКОСа сумеют выиграть какое-нибудь дело о возмещении им ущерба в зарубежном суде. Переуступка формальной собственности на средства стабфонда от Минфина к ЦБ может оказаться неполной гарантией неприкосновенности.

С "планом мероприятий" МЭРТ картина не столь плачевна. В них зафиксирован более широкий по сравнению с прежними предложениями МЭРТ подход. Раньше все было просто - выделяли пики роста цен (тарифы ЖКХ, мясо, бензин) и прицельно били по ним. Теперь есть ряд принципиально важных положений, которые бьют не по проявлениям инфляции, а по ее причинам. Одна беда: если раньше предложения были хоть куцыми, зато понятными, теперь они почти всеобъемлющие, но назывные. Например, говорится об "удержании роста непроцентных расходов в пределах, соответствующих достижению целевых параметров инфляции в 2006-2009 годах (декабрь к декабрю и в среднегодовом исчислении. - "Газета")". Правильно! Но ведь весь вопрос в том, как этого таргетирования добиться. Другой характерный пример: Минфин в целях самоограничения государства в расходах предлагал рассчитывать федеральный бюджет без учета нефтяных и газовых доходов. Эта идея присутствует в "плане мероприятий", но в виде обязательства разработать соответствующую "методику". Или такой многообещающий пункт: "Разработка инструментов денежно-кредитной политики для достижения целей по снижению инфляции". Собственно, ничего другого, в принципе, и не надо, только вот что это за инструменты и почему они вдруг заработают, если не работали до сих пор, "план мероприятий" умалчивает, обещая раскрыть эту тайну в июне 2006 года.

Справедливости ради надо признать, что конкретика в план кое-где все-таки просочилась. Например, "организация проведения регулярных проверок продуктовых рынков с представителями антимонопольных органов с целью снятия барьеров для допуска на рынки различных продавцов, повышения предложения продукции и предотвращения ценовых сговоров". Ясно, что одним проверяющим на базаре станет больше, а вот с тем, удастся ли ему, не отходя от прилавка, "предотвращать ценовые сговоры", ясности меньше.

Получается как всегда: борьба с инфляцией разворачивается уже не самотеком, а в строгом соответствии с "планом мероприятий". Только инфляции это пока ничем не грозит.

Перейдите к интересующему Вас фонду или управляющей компании
Телефоны:
(495) 223–66–07
(495) 620–62–85
E-mail: info@prodengi.ru Copyright © 1996—2024