ПРОДЕНЬГИ.RU



Публикации


Экспроприация земли узаконена


07.07.2006 / Газета.Ru


Государство сможет заранее присылать «черную метку» муниципалитетам и частным собственникам, присмотрев их земли для своих нужд – такой законопроект одобрило правительство. Сами муниципалитеты хотят расширить список причин, по которым они тоже могут изъять землю у собственников, чтобы избежать «бутовских» историй.

В четверг правительство одобрило комплекс поправок в Земельный кодекс, которые дают возможность государству резервировать земли под свои нужды. Теперь могут быть зарезервированы как свободные земельные участки – под любые цели сроком на 20 лет, так и занятые – под изъятие сроком на 3 года.

В течение срока резервации действия с занятой землей будут ограничены.

В частности, нельзя производить улучшения, направленные на ее удорожание. При этом, в определенных условиях допускается аренда земельных участков, но ее срок не может превышать срок их резервирования. Если же резервируется свободный участок, то устанавливается запрет на его приватизацию.

«Экономические цели данного законопроекта очевидны, – объясняет один из его разработчиков, замглавы МЭРТ Кирилл Андросов, – Минимизировать последующие затраты государственной власти на предоставление земельных участков или их изъятие».

Институт резервирования существовал в Земельном кодексе еще с 2001 года. Например, в Московской области таким образом были зарезервированы земли для строительства центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), перспективного расширения аэропорта «Шереметьево», скоростной магистрали Москва-СПб, пояснил «Газете.ру» Виталий Можаровский, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Новый же законопроект призван установить порядок резервирования, так как до сих пор регионы по-разному использовали эту возможность.

«При этом, – говорит Можаровский, – от резервирования необходимо отличать изъятие земель для государственных нужд. До 2005 года государство имело право изымать земли под любые нужды – например под строительство промышленного объекта, склада, школы и т.д. И это была довольно распространенная практика. Но с начала 2005 года вступили в силу ограничительные поправки».

«Теперь государство, согласно Земельному кодексу, может изымать землю только для определенных нужд, зафиксированных в специальном закрытом перечне. Это объекты безопасности, обороны, инфраструктуры (железные дороги, общественные авто-дороги, порты и т.д.), месторождения полезных ископаемых».

В отличие от изъятия, резервирование – это своеобразная «черная метка», которую государство посылает собственнику или муниципалитету. Речь о компенсации заходит не при резервировании земли, а при ее изъятии у собственника. Компенсация в настоящее время рассчитывается по рыночной цене независимым лицензированным оценщиком. Обжаловать действия государства собственник земли формально может через суд.

Московские власти, ввязавшиеся в скандал в Бутово, действовали «по старинке», считают юристы.

Решив, что строительство социального жилья достаточно важное основание для изъятия, они приступили к выселению жителей частных домов. В то же время, в настоящей редакции Земельного кодекса о такой причине для изъятия земли ничего не говорится. Статья 49 Земельного кодекса гласит, что «изъятие возможно в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств РФ, размещением объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также иными обстоятельствами в установленном федеральном законодательством случае». Однако, ни социальных объектов, ни жилищного строительства в перечне нет. Правда, это не означает, что такой пункт там не может появиться. «В дальнейшем при прохождении законопроекта в Госдуме возможно расширение этого списка», – сказал замглавы МЭРТ Кирилл Андросов.

Одна инициатива по поводу расширения списка госнужд уже известна. Московские власти объявили, что намерены выступить с инициативой принятия поправок в Земельный кодекс, которые определяют строительство социального жилья как неотложную государственную нужду, под которую земля может изыматься беспрепятственно. Глава департамента земельных ресурсов столицы Виктор Дамурчиев высказал убеждение, что такое предложение должно найти поддержку на государственном уровне.

Второй одобренный в четверг правительством законопроект, напротив, облегчает гражданам жизнь. Он существенно уменьшает количество землеустроительных работ, необходимых для оформления документов собственности. Установлена процедура оформления границ земельных участков, порядок согласования этих границ, упрощена процедура по разграничению прав между публичными образованиями. Кроме того, теперь можно выбрать схему определения границ участка – с межеванием или без. В документе также прописаны три основные функции землеустройства: состав необходимых работ, процесс проверки представленных документов и возможные причины отказа. Также документ содержит перечень возражений, которые могут предъявлять соседи по участку при проведении землеустроительных работ.

По расчетам Минэкономразвития, это должно привести к сокращению сроков проведения землеустроительных работ в среднем на 6 месяцев и снизить их стоимость в 1,5-2 раза.

Кроме того, МЭРТ рассчитывает, что упрощение оформления поможет бороться к коррупцией. «В настоящее время цепочка из семи этапов, которые необходимо пройти при землеустройстве, создает почву для коррупции», — подчеркнул Андросов.

Послать другуПослать другу


Предыдущая | Следующая