ПРОДЕНЬГИ.RU



Публикации


Минфин желает регулировать аппетиты госкомпаний


12.04.2006 / RBCdaily


Минфин планирует сформировать единую политику заимствований государственных компаний и банков как один из способов борьбы с инфляцией. Об этом RBC daily сообщил источник в финансовом ведомстве. Если правительство поддержит это предложение, уже во втором квартале финансовое ведомство ее разработает. Предложение по формированию такой политики содержится в пакете антиинфляционных мер, находящемся на согласовании в правительстве. Эксперты, да и сами чиновники, давно обеспокоены растущим внешним долгом компаний со значительным государственным участием. Поэтому экономисты, с одной стороны, приветствуют желание Минфина упорядочить долговую политику, но с другой – сомневаются, что это может изменить структуру внешнего корпоративного долга.

Тема снижающегося внешнего государственного долга России на фоне растущих внешних заимствований государственных компаний обсуждается давно. «Если рассматривать госдолг с учетом заимствований, произведенных госкомпаниями и компаниями со значительным госучастием, а не только с учетом заимствований Минфина, то госдолг России за последние годы либо остался бы на прежнем уровне, либо увеличился бы», – заявлял осенью 2005 г. Андрей Илларионов, тогда занимавший кресло советника президента России. Он предлагал даже поменять методику оценки внешнего государственного долга РФ. Сейчас она не включает внешние обязательства государственных компаний, которые многие воспринимают как квазигосударственный долг. Последние два года заимствования госкомпаний заметно растут, и главными заемщиками являются компании топливно-энергетического комплекса. Например, по данным аналитика S&P Елены Ананькиной, совокупный долг «Газпрома» составляет около 30 млрд долл., при этом большая его часть приходится на внешние займы.

Причиной выхода таких компаний на внешний рынок стало приобретение новых активов. Аналитик S&P отмечает, что у «Роснефти» резко «скакнул» долг, когда она купила «Юганскнефтегаз» (на внешнем рынке госкомпания заняла около 6 млрд долл.), у «Газпрома» – после покупки «Сибнефти» (заем составил около 13 млрд долл.). Приобретение новых активов и необходимое для этого привлечение средств на внешнем рынке, по мнению Елены Ананькиной, свидетельствует о реализации политики роста участия государства в экономике. Формально российское правительство не предоставляет гарантий в подобных случаях, и рейтинговое агентство не всегда учитывает фактор государственной поддержки. Однако, по словам г-жи Ананькиной, рейтинговое агентство рассматривает, какие у государства есть экономические стимулы, чтобы в случае необходимости «спасти» компанию. «В некоторых случаях определенная степень поддержки оправдана», – заключает она. Учитывая большую долю внешних заимствований компаний с госучастием (примерно 56% корпоративных еврооблигаций), эксперты, в том числе из международных финансовых организаций, задаются вопросом, как поведет себя российское правительство в случае финансовых проблем госкомпаний.

В ответ на эти опасения источник в Минфине подчеркивает, что никакие гарантии по долгам государственных компаний российское правительство не несет. «Надо, чтобы все инвесторы это четко осознавали», – отмечает он. Однако в финансовом ведомстве понимают возможные риски наращивания долга госкомпаний – и предлагают упорядочить их долговую политику, связывая эту проблему с монетарным фактором инфляции. «Государственные компании привлекают прежде всего западные ресурсы, соответственно крупные доллары идут в Россию», – отметил в беседе с RBC daily источник в Минфине. По его словам, разработку единой стратегии государственного долга министерство внесло в пакет антиинфляционных мер, который в ближайшее время должен быть рассмотрен в правительстве. Как этот единый подход может быть воплощен и каковы конкретные предложения Минфина, в финансовом ведомстве пока не говорят. Собеседник RBC daily отмечает, что ведомство возьмется за эту работу вплотную только после того, как инициатива будет поддержана правительством. Пока же в Минфине уверенно говорят только о мониторинге внешних заимствований госкомпаний, который будет проводиться в текущем году.

Идею разработать единую политику заимствований государственных компаний и банков еще в прошлом году проанонсировал директор финансового департамента Минфина Алексей Саватюгин. Тогда он говорил, что его ведомство не предлагает запретить госкомпаниям выходить на внешний рынок, планировалось лишь ограничивать объем таких заимствований. Впрочем, аналитики считают эту задачу трудно реализуемой. Привлекательность зарубежного рынка объясняется несколькими факторами: более дешевыми и более длинными деньгами. Объемы средств, которыми может обеспечить внутренний рынок заимствований, не удовлетворяют аппетиты крупных компаний. «В России занять 10 млрд долл. на 10 лет нереально», – говорит главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова. Следовательно, установление лимитов для внешних заимствований не может быть решением проблемы: это лишит компании источника финансирования крупных проектов. Таким образом, предложение по ограничению объемов внешних займов вновь сводится к дилемме: подавление инфляции или экономический рост, заключает г-жа Орлова. При этом большинство экспертов считает, что цена подавления инфляции таким способом окажется слишком высокой.

Послать другуПослать другу


Предыдущая | Следующая