ПРОДЕНЬГИ.RU



Публикации


Мегавыход


07.11.2012 / Газета.Ru


Схема создания финансового мегарегулятора может предусматривать выход ЦБ из капитала не только Московской биржи, но и Сбербанка, следует из материалов Банка России: это способ избежать конфликта интересов. Слияние ведомств может пройти в три этапа, но процесс затянется до 2016 года и потребует принятия около 1 тыс. новых нормативных актов.

 

Мегарегулятор финансовых рынков будет создан к 1 января 2016 года. «Если бы с 1 января 2013 года мы начали действовать и к 2016 году мегарегулятор начал действовать — это совершенно нормальные сроки», — сказал во вторник на заседании открытого правительства первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Работу над внесением изменений в законодательство планируется провести за первую половину 2013 года, во второй половине осуществить необходимые изменения в нормативной базе и административных регламентах, и к середине 2015 года, заметил чиновник, «можно быть готовыми во всеоружии, а если с запасом, то к началу 2016 года».

Как пишет Газета.Ru, ранее Шувалов предлагал внести законопроекты о создании на базе ЦБ мегарегулятора в Госдуму к 1 марта 2013 года, а сам процесс провести в течение 2013 года. Министр финансов Антон Силуанов в сентябре говорил, что мегарегулятор может заработать в конце 2013 — начале 2014 года.

По мнению вице-премьера, мегарегулятор должен быть создан на базе Центрального банка: «Может быть, лучше сохранить все в одном ведомстве, где существуют конфликты и квазиконфликты, но есть возможность оценить ситуацию и быстро принять решение».

Второй сценарий — передача функций мегарегулятора Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) маловероятен: нужно будет повышать зарплаты сотрудникам ведомства, что государство себе позволить не может. «Есть ли у нас бюджетные возможности — я сомневаюсь», — сказал Шувалов.

Вариант передачи полномочий надзора за финансовыми рынками в ЦБ поддерживают и в ФСФР. Глава ведомства Дмитрий Панкин сказал, что во многом позиции ведомств сходятся, но есть определенные нюансы. Он представил модель, в которой ФСФР входит в состав ЦБ как отдельная «структура с прописанными полномочиями и ответственностями, чтобы председатель ЦБ не отвечал за деятельность агентства».

По схеме ЦБ, слияние ведомств пройдет в 3 этапа: к 1 августа 2013 ФСФР будет присоединена к Банку России в виде обособленной структуры — агентства, до 1 января 2014 года будет проведена интеграция подразделений ФСФР с подразделениями ЦБ, на третьем этапе (до 1 января 2016 года) планируется провести оптимизацию структуры Банка России, говорится в презентации ЦБ (есть в распоряжении «Газеты.Ru»).

ЦБ планирует полностью изменить структуру управления. Будет упразднена должность первого зампреда (сейчас этих позиций четыре), а функции распределены между главами трех комитетов — по банковскому надзору, по финансовому надзору и по денежно-кредитной политике. Их руководители будут напрямую подчиняться председателю ЦБ.

Наиболее распространенный аргумент против слияния ведомств — конфликт интересов (Банк России является одновременно регулятором, активным участником финансового рынка, собственником Сбербанка и Московской биржи): в ЦБ пообещали урегулировать «сокращением долей в компаниях — участниках рынка, выходом сотрудников из их советов директоров, передачей отдельных полномочий и так далее».

«В будущем планируется выход Банка России из капитала Сбербанка. Если это будет необходимо, Банк России готов заменить других членов наблюдательного совета на независимых директоров», — говорится в презентации ЦБ к заседанию «открытого правительства». Но зампред ЦБ Сергей Швецов во вторник это не подтвердил: планы по приватизации остаются прежними, ускорение не предусмотрено.

Кроме того, авторы документа не исключают прекращения полномочий представителей ЦБ в совете директоров Московской биржи: Банк России планирует представить в правительство схему поэтапного выхода из капитала торговой площадки.

Участники фондового рынка в качестве альтернативной концепции предлагали сохранить функции ФСФР и передать пруденциальный надзор (оценку представленных в ведомство документов) в ЦБ, как это реализовано во Франции и Германии. Швецов выступил против: «Регулятор должен быть один».

Но выделение ФСФР в агентство в структуре ЦБ потребует принятия около 1 тыс. новых нормативных актов, предупредил глава Национальной ассоциации участников фондового рынка НАУФОР Алексей Тимофеев. А источник, близкий к рабочей группе «открытого правительства», назвал информацию о возможном выходе ЦБ из капитала Сбербанка бредом.


 

Послать другуПослать другу


Предыдущая | Следующая