ПРОДЕНЬГИ.RU



Публикации


Рынок автопроката лихорадит


24.03.2006 / RBCdaily


Развитие небольшого по мировым меркам российского рынка автопроката замерло в преддверии глобальных перемен. Такое мнение высказывают участники рынка, опрошенные в рамках исследования, проведенного РБК. По их словам, Московский регион, обеспечивающий 90% российского проката, уже перенасыщен, а качественный рост рынка в регионах сдерживает в первую очередь отсутствие туристической инфраструктуры. Туристы, приносящие в западных странах более половины прибыли прокатным конторам, в России составляют лишь 5% рынка. За имеющихся клиентов прокатчики развернули нешуточную борьбу. Сейчас «расплодилось» множество небольших фирм, увеличивающих свою нишу за счет ценового демпинга. Эксперты считают, что такая ситуация продлится не более двух лет. Но чтобы выжить в течение этого времени, крупным компаниям стоит объединить усилия и развивать дополнительные услуги.

Как показало исследование, проведенное РБК в конце прошлого года, 90-95% всего российского рынка услуг аренды автомобилей сосредоточено в Московском регионе. По мнению опрошенных участников рынка, в 2005 г. арендный автопарк в столице составлял 2-2,5 тыс. иномарок и около 2 тыс. отечественных автомобилей. 20% из сдаваемых в прокат иностранных автомобилей относятся к бизнес- и премиум-классу, 80% – к экономичному и стандартному сегменту, в котором они конкурируют с отечественными машинами. В отличие от развитых рынков Европы и Америки, в которых основной спрос на аренду автомобилей формируют туристы, в России большинство клиентов прокатных контор составляют бизнес-структуры, берущие автомобили на длительный срок. Следом за ними по значимости идут частники, как правило, берущие машину на время ремонта собственной, для выезда за город или для поездок во время командировки. И лишь около 5% рынка приходится на туристов.

Участники рынка считают, что отсутствие спроса на аренду автомобилей со стороны туристов сдерживает развитие прокатного бизнеса в России. По словам исполнительного директора Ассоциации прокатных компаний Михаила Юдина, препятствием для развития туристического сегмента выступают значительные расстояния возможных поездок. «В европейских странах среднее расстояние между городами – около 100-150 км, а в России оно составляет около 400 км, – отмечает г-н Юдин. – Преодоление такого расстояния по российским дорогам оказывается слишком выматывающим занятием, чтобы после подобного переезда наслаждаться туристическими достопримечательностями». По мнению руководителя отдела автомобильной жизни журнала «За рулем» Игоря Моржаретто, проблема российских расстояний усиливается практически полным отсутствием туристической инфраструктуры. «Иностранцы привыкли путешествовать по стране, зная, что не реже, чем раз на 100 км на дороге будет мотель, ресторан, заправка. У нас же этого нет», – говорит он.

В таких условиях борьба за сегмент местного проката разворачивается нешуточная. «При этом насыщение на рынке уже наступило», – сказал RBC daily Михаил Юдин. «А рост спроса все больше отстает от роста избыточного предложения», – добавляет генеральный директор компании «Авента» Дмитрий Новожилов. По мнению участников рынка, период интенсивного внутреннего роста этого сегмента закончился. Крупными игроками поделены наиболее прибыльные ниши (корпоративные клиенты, бизнес- и компакт-класс), и дальнейший рост возможен только за счет качественного изменения предложения. В то же время из-за малого масштаба самого российского рынка даже его лидеры ограничены в возможностях предложить клиентам качественно новые схемы и услуги, аналогичные образцам развитых стран. Это приводит к тому, что прокатом начинают заниматься множество небольших компаний, использующих нехитрую схему «взлома» рынка – демпинг.

Для многих крупных игроков, полагают эксперты, сейчас главная задача – суметь удержаться на плаву, не потеряв при этом качество услуг. Один из способов – диверсификация бизнеса, налаживание связей со смежными видами деятельности (продажей и ремонтом автомобилей, предоставлением машин на время ремонта). Другая возможность заключается в развитии дополнительных услуг. К примеру, аренду автомобилей для тест-драйвов, которые позволяют клиенту оценить марку машины перед покупкой. Также некоторые компании предлагают при аренде автомобилей для выездов за город наборы для пикника, GPS-навигаторы, устройства связи. И третье, пожалуй, самое главное, по мнению президента Ассоциации прокатных компаний Михаила Ляховецкого, это тенденция к объединению в профессиональные союзы с целью выработки единых стандартов, подходов к ведению бизнеса, а также аккумулирования ресурсов для популяризации проката.

Перспективы развития прокатного рынка специалисты в первую очередь связывают с ростом благосостояния и изменением менталитета россиян. «Это услуга для определенной категории граждан, – говорит Михаил Юдин. – Задумываться об аренде автомобиля начинают люди с доходами не меньше 500 долл. в месяц». По его словам, эмпирические расчеты показали, что сегодня услугами прокатных контор даже в Москве готовы воспользоваться лишь 0,4-0,5% населения. «Многие, особенно на уровне руководителей и директоров, даже не знают, что в стране существует прокат автомобилей, – отмечает Михаил Ляховецкий. – Но ситуация меняется, люди стали ездить за границу, пользоваться прокатом там».

По мнению участников рынка, достичь уровня развития западных стран российский прокат сможет через 10-15 лет. Но в первую очередь этот рынок ожидают качественные изменения в ближайшие 2-3 года. Большинство небольших демпингующих фирм не сможет обеспечить рентабельность своей работы и уйдет из бизнеса. Получат распространение франчайзинговые и концессионные схемы, отечественные компании начнут укрупняться. «Прецеденты уже есть, например, прокатные компании покупают маленькие компании такси», – отмечает Михаил Юдин. При этом усилят свои позиции на российском рынке представители международных брендов, которых станет только больше, так как объединять свои усилия по завоеванию рынка они не будут в силу международной конкуренции.

В то же время, по мнению специалистов, экспансия будет происходить в основном в регионах. «В насыщенной Москве значительных темпов роста не будет», – считает Игорь Моржаретто. В регионах же сейчас практически нетронутый рынок. «Даже в Санкт-Петербурге из-за отсутствия конкуренции неоправданно высокие цены», – говорит эксперт. В других крупных городах участники рынка отмечают значительный рост спроса на прокат со стороны корпоративных клиентов, приезжающих в командировки на пару дней. «У нас есть филиалы в Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, – говорит генеральный директор Hertz Сергей Долматов, – а в ближайшее время мы откроем еще два представительства в Новосибирске и Ростове-на-Дону». При этом повышения спроса в регионах прокатчики ожидают не только за счет приезжих, но и за счет местных бизнес-структур. Как отмечает Михаил Ляховецкий, на западе давно не существует ситуаций, когда непрофильные предприятия имеют свои собственные автобазы. «Некоторые из них имеют по 500-1000 машин, разбросанных по России, – говорит он. – Это нонсенс. Их место должна занять организация лизинга автомобилей».

Послать другуПослать другу


Предыдущая | Следующая