ПРОДЕНЬГИ.RU



Публикации


Бизнес потратил доверие


01.02.2011 / Газета.Ru


Доверия к бизнесу в России становится меньше, свидетельствуют данные Edelman Trust Barometer. Самое настороженное отношение после кризиса наблюдается к банкам и страховым компаниям. Телевидение по уровню доверия почти сравнялось с блогами. Власть и бизнес не оправдали ожиданий общества, считают аналитики.

В России одинаково не доверяют всем государственным и общественным институтам: власти, бизнесу, неправительственным организациям и средствам массовой информации. Показатель доверия держится на уровне около 40% от общего числа опрошенных, следует из презентации Edelman Trust Barometer, представленной на встрече в Российском союзе промышленников и предпринимателей. В Европе бизнесу верят 53% респондентов исследования; мировой показатель – 58%.

Уровень доверия к бизнесу в США – 46% – превышает аналогичный показатель в России – 41%. Во Франции бизнесу доверяет 48% опрошенных, в Великобритании – 44%. Страна-лидер по уровню доверия к бизнесу – Нидерланды (78%). Наиболее значительно, сразу на 15% за год, уровень доверия к предпринимательству вырос в одной из самых проблемных стран еврозоны – Ирландии (46%).

Эксперты Edelman Trust Barometer говорят, что с 2009 года – «дна» кризиса – показатели уровня доверия к бизнесу в России и странах ЕС двигаются в противоположных направлениях.

В Европе показатель вырос с 42% до 52%, в России упал с 52% до 41%. «Больше всего доверия у граждан России вызывают три отрасли экономики: отрасль высоких технологий (60%), больше всего связанная с инновациями, телекоммуникационная (57%) и автомобильная (51%)», – говорит президент Edelman Алан Ван дер Мулен. Страхование, банковская сфера и финансовые услуги занимают нижние строки индекса. C 2009 года уровень доверия к банкам в России понизился на 10%, но в России (44%) он все же выше, чем в Европе (33%).

Особенность 2011 года: параллельно со снижением уровня доверия к российскому бизнесу в целом растет доверие к главам компаний – как в России, так и в большинстве стран ЕС.

В России этот показатель вырос за год на 18% – до 58%, в Польше сразу на 49% – до 68%. Незначительный рост доверия к «капитанам бизнеса» произошел в Германии – с 18% до 24%. В России главы компаний занимают третье место по степени авторитетности среди десяти источников информации об этих компаниях. Первое место традиционно занимают независимые эксперты или ученые, второе – технические специалисты компании.

«Для того чтобы получить достоверную информацию о компании, граждане России предпочитают находить ее сразу в нескольких источниках информации, поэтому активно используют поисковые интернет-системы», – отмечает Ван дер Мулен. Об этом заявили 34% респондентов в России.

По данным Edelman, бумажным газетам в России доверяют 23% опрошенных, в Европе – 26%, в мире – 33%. Наиболее авторитетный источник информации о компании в США – поисковик Google (31%), в России – «Яндекс» (18%). Меньше доверия испытывают в России к телевидению и радио (по 20%).

Примерно столько же доверия к блогосфере – 19%. Информации в Twitter доверяет 10%, в социальных сетях – 8%. Вдвое больше доверия к корпоративным пресс-релизам – 16%. Ван дер Мулен уточнил, что поисковые системы учитывались в исследовании как СМИ.

Доверие к власти в России держится на уровне ниже 40% (39% в России, 40% в США, в Германии 33%)

По совокупному уровню доверия (отражает уровень доверия ко всем четырем институтам: власти, бизнесу, неправительственным организациям и СМИ) Россия занимает предпоследнюю строку в рейтинге из 15 стран. «В последние 20 лет в России шла стремительная либерализация общества, были большие ожидания и от власти, и от бизнеса, и от СМИ. Похоже, ожидания пока не оправдываются», – говорит Ван дер Мулен.

Андрей Верников, заместитель генерального директора инвесткомпании «Церих», видит причины сравнительно низкого уровня доверия к власти в «регулярном расхождении прогнозов с результатами». «А бизнес сопровождают коррупционные скандалы», – отметил он.

Послать другуПослать другу


Предыдущая | Следующая